Пасха 16 апреля 2017
Светлое Христово Воскресение

«Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...» Епифаний Кипрский

ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВО
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПАСХА
ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ
ПРАЗДНОВАНИЕ СВЕТЛОЙ ПАСХИ
ПРАЗДНИЧНЫЙ ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ
КОГДА ПЕКУТ КУЛИЧИ ПАСХУ - РЕЦЕПТЫ
КАК КРАСИТЬ ЯЙЦА
ФАКТЫ О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА
ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
СТИХИ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА ПАСХУ
ПАСХАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ
ПРИМЕТЫ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА
СЛОВО НА ПАСХУ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
ПОМИНАНИЕ УСОПШИХ В ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ
ПАСХАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
 

История праздника Христова Воскресения

 
 

Праздник Христова Воскресения - один из древнейших христианских праздников. Остальные переходящие праздники и памятные дни ведут свой отсчет от Пасхи.

 
 

Распяли Господа накануне праздника Пасхи. Иудеи отмечали его как день освобождения от египетского рабства. Воскресение же Иисуса Христа пришлось на сам праздник.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, Пасха празднуется, начиная с 22 марта и до 25 апреля по старому, Юлианскому календарю ( с 3 апреля и по 8 мая по Григорианскому, европейскому).

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4-5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15: 13 -14). Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение - в ночь на Пасху. В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств».

 
 

Суть Пасхи - Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад, "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий - "воскрес яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.

 
 

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".

 
 
 
 


"Пасхальная заутреня в Малороссии" Н. К. Пимоненко. 1891

Пасхальное богослужение в храме

Посетите обычное пасхальное богослужение – не просто куличи с яйцами придите освятить, а совершить Богослужение! «Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению»! Вот вы с зажженной свечей в руке обходите с Крестным Ходом вокруг храма и … чувствуете, как уже открываются глаза – не те, на которых вы пытаетесь сдержать взявшиеся откуда-то слезы, а глаза сердечные, данные каждому человеку Богом по милости Его и для видения Его. В эту ночь они у многих открываются в первый раз – даже у тех, кто раньше никогда не знал об их существовании.

Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь.

 
  Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи (Вознесения).
В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.
Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху".
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Вершина пасхального богослужения - утренняя торжественная месса или евхаристическая литургия. Эта служба отличается от обычных церковных служб. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». (огласительные слова святителя Иоанна Златоустого). После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос (просфора всецелая) - специальный хлеб с изображением креста и тернового венца. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» - все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

 
 

Празднование светлой Пасхи

Пасха - самое радостное и торжественное празднество, которое с нетерпением ждут все православные верующие. И событию этому сопутствует множествотрадиций и обычаев.

Испокон веков принято в светлое Христово Воскресенье одаривать родных, близких и просто знакомых крашеными яйцами, угощать пасхами да куличами, спрашивая при этом: «Христос воскресе?». В ответ непременно раздается: «Воистину воскресе!», и от этих слов душа становится немножко чище...

Всю неделю после Христова Воскресенья длился праздник. К накрытому столу приглашали всех желающих, привечали нищих, убогих, больных. Примечательно, что на протяжении всей Светлой седмицы нет постных дней. Всю неделю после Христова Воскресенья длился праздник.

К накрытому столу приглашали всех желающих, привечали нищих, убогих, больных. Работать в Светлую седмицу до революции было не принято. Примечательно, что на протяжении всей Светлой седмицы нет постных дней.

Издавна праздник Пасхи посвящался делам благотворительным. Государи посещали больницы, богадельни, тюрьмы и с пасхальным приветствием дарили нуждающимся одежду, деньги, пищу. Всю Светлую седмицу российские императоры и императрицы посвящали молебнам, путешествиям по монастырям, щедро раздавали милостыни нищим и увечным. Но больше всех жертвовало купечество. Они считали необходимым подавать юродивым на пропитание, чтобы те в своих молитвах поминали жертвователя.

Не только высокие особы, но и простые люди готовились к Святому дню. Считалось, что добрые дела, совершаемые в этот день в пользу других, помогали снять с души грех. Так, в народе было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие же выкупали у птицеловов пернатых, чтобы потом отпустить беззащитных пташек на волю.

 

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

 
 


"Пасха" Мохов Михаил Андреевич. 1842

Праздничный Пасхальный стол

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый скатертью, ставили крашеные яйца, кулич из сдобного теста и пасху (паску) - сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви. Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.
Кулич
ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Творожная пасха -это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся в ременем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).

 
 

Когда пекут Пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца

К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.

В течение всей Страстной недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.

С четверга до субботы шло приготовление у печи: хозяйки пекли пасхальные куличи, запекали мясо.

Суббота на страстной неделе - великая, красильная. В субботу перед Великднём готовят крашенки - крашеные яйца. «Крашенки надо готовить в четверг или субботу потому, что яйца, покрашенные в пятницу, быстро портятся, а приготовленные в субботу сохраняются на протяжении всех праздников». Яйцо, покрашенное в красный или жёлтый цвет - символ обновления жизни. Яйцо, по мнению славян, с его способностью превращаться в птицу, несло сакральный смысл. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в чудесную способность в перевоплощение. Эта способность могла перейти на всё, до чего касается яйцо. Первое крашеное яйцо сохраняют и, когда необходимо, используют в лечебных целях.

 

Как окрасить яйца

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

 

Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Различие кулича и пасхи. Для пасхальной трапезы пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи. Кулич и пасха - это не одно и то же. Кулич – это высокий, цилиндрической формы хлеб из сдобного теста, а пасха - это творожный десерт. Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. В Украине кулич называют - паска, а творожный кекс - сирная паска.

 
 

Пасха творожная на сметане (рецепт)

Ингридиенты: 2 кг творога; 400 г сливочного масла; 800 г сметаны; 600-800 г сахара; 10 яиц
100 г ядер сладкого миндаля; 100 г изюма без косточек; ванильный сахар.

Приготовление: Положить в кастрюлю протертый через сито творог, сливочное масло, добавить сметану и яйца, тщательно перемешать, поставить кастрюлю на плиту и довести массу до горячего состояния (но не доводить до кипения), непрерывно помешивая деревянной лопаточкой, чтобы масса не пригорела. После этого снять с огня и по возможности быстро охладить, непрерывно помешивая. В остывшую массу добавить сахар, коринку или изюм, растертый миндаль, ванилин, все перемешать, выложить в пасочницу, застланную чуть влажной марлей, и плотно умять массу. Сверху поставить блюдце с небольшим грузом и убрать в холодильник на сутки.

 
 

Пасхальный кулич (рецепт)

Ингридиенты: 1 пакетик сухих дрожжей, 125 мл. теплого молока, 120 г. сахарного песка, 500 г. муки, щепотка соли, молотый кардомон на кончике ножа, тертая цедра 1/2 лимона, 3 яичных желтка, 150 г. жидкого сливочного масла, 100 г. светлого изюма без косточек, 50 г. рубленных цукатов, 60 г. рубленного миндаля, жир для формы, 200 г. сахарного песка, 2-3 стол. ложки лимонного сока.

Приготовление: Перемешать дрожжи, 10 г. сахара и молоко. Оставить на 15 мин. Насыпать в миску муку и сделать в ней углубление. Добавить оставшийся сахар, соль, кардамон, цедру лимона, желтки и сливочное масло. Влить в углубление молоко с дрожжами. Все перемесить. Оставить примерно на 1 час. Отложить в сторону немного изюма, цукатов и миндаля, оставшиеся перемесить с тестом. Положить в форму для ром-бабы, смазанную жиром и оставить на 30 мин. Выпекать в духовке 30 мин при температуре 220 град., опрокинуть на решетку и охладить. Смешать сахарную пудру и лимонный сок. Намазать смесью кулич. Украсить изюмом, цукатами и миндалем.

 
 


"Пасха" Михаил Шаньков


"Дети, катающие пасхальные яйца" Николай Андреевич Кошелев
 
 

Пасхальная бабка - Пасха

Пасхальная бабка - это традиционное сдобное пасхальное лакомство, которое давно и прочно заняло свои позиции на славянском столе. Как правило, бабка состоит из огромного количества яиц и имеет воздушную пористую структуру. Выпечка бабок обычно достаточно трудоемкая, зато при правильном соблюдении пропорций и технологии на выходе получаем замечательную бабку, которую за нежную структуру называют тюлевой, кружевной или пуховой, атласной…

Самым важным секретом приготовления является отделение белков от желтков и их отдельное очень интенсивное всбивание, а также использование дрожжей. Также необходимо держать тесто в теплом месте, избегать тряски и сквозняков, чтобы тесто не село и сохранило пористость. Также, когда сажаете тесто, нужно очень бережно с ним обращаться, не делать резких движений.

При выпечке главное правило - правильная температура - это 180 градусов, сажать нужно в теплую духовку. Формы наполнять до половины или даже меньше, так как тесто вырастает вдвое. Проверяют готовность тонкой иглой, желательно деревянной, протыкая бабку насквозь дополовины. Если верх бабки запечен, а внутри сыровато - накройте бабку бумагой и продолжайте выпекать.

Бабку нельзя доставать из формы сразу после выпекания, нужно выдержать, пока бабка окончательно остынет - так она сможет сохранить свою форму и пористость. Можно и нужно перевернуть ее вверх дном после того, как достанете из духовки. Положить на подушки.

Чтобы баба была еще вкуснее, ее пропитывают сахарным сиропом и покрывают глазурью, посыпают цукатами, курагой, черносливом, орехами. Хорошей вам Пасхи и удачных бабок!

 
 

Баба кружевная (рецепт)

Ингридиенты: 500 г муки, 10 яиц, 500 г сахара, 50 г свежих дрожжей, 1/з стакана молока, соль по вкусу.

Приготовление: Взбить 10 желтков с сахаром, добавить муку, разведенные в небольшом количестве молока свежие дрожжи, взбивать не менее часа, затем добавить взбитые в стойкую пену белки и, перемешав сверху вниз, выложить в обильно смазанную мягким маслом и подпыленную мукой форму. Поставить в теплое место. Когда тесто поднимется вровень с краями формы, выпекать при температуре 180°С до готовности.

Баба муслиновая (рецепт)

Ингридиенты: Для теста: 250 г пшеничной муки, 24 желтка, 300 г сахара, 100 г сливочного масла, ванилин.
Для опары: 60 г дрожжей, 1/2 стакана молока, 1 столовая ложка муки, 1 чайная ложка сахара.

Приготовление: Желтки влить в эмалированную кастрюлю и прибавить 300 г сахара. Вставить ее в кастрюлю побольше с горячей водой и взбивать желтки венчиком-сбивалкой до тех пор, пока масса побелеет и загустеет. Добавить подготовленные дрожжи (опару). Для этого дрожжи развести в теплом молоке, добавить 1 столовую ложку муки, 1 чайную ложку сахара, размешать, дать опаре подойти.

 
 

Соединить опару со взбитыми желтками, добавить стертую в порошок 1 столовую ложку ванили и 250 г просеянной и слегка подогретой пшеничной муки. Тесто взбивать не менее получаса, после чего влить в него 100 г растопленного, но не горячего, а чуть теплого масла и снова взбивать 30 мин. Поставить для брожения в теплое место. Когда поднимется, положить в смазанную маслом и немного подогретую рифленую форму для баб. Когда тесто вновь подойдет и заполнит форму до краев, осторожно, избегая толчков, поставить форму в хорошо нагретую духовку.

Время выпечки при температуре 180 °С - 60/70 мин.

Баба нежная (рецепт)

Ингридиенты: Для теста: 100 г муки, 6 яиц, 3 желтка, 100 г сахарной пудры, 100 г масла, цедра 1/2 лимона, ванильный сахар.

Приготовление: Сначала взбивать яйца и желтки с сахаром до загустения на горячей водяной бане. Затем продолжать сбивание массы, сняв посуду с водяной бани, до полного охлаждения, после чего добавить муку, измельченную цедру лимона, ванильный сахар и растопленное теплое масло. Быстро замесить легкое воздушное тесто, вылить в форму, заполняя ее лишь до половины. Форму предварительно обильно смазать размягченным сливочным маслом, обсыпать мукой или панировочными сухарями. Осторожно поставить форму в нагретую до температуры 180°С духовку. Выпекать до готовности. Охлажденную бабу осторожно вынуть из формы, посыпать сахарной пудрой с ванилином.

Баба с ромом (рецепт)

Ингридиенты: На 300 г муки потребуются: 2/3 стакана теплого молока; 25 граммов дрожжей; примерно 300 граммов муки; 12 яиц; 150 граммов сливочного масла; 1/3 стакана мелкого сахара; цедра одного лимона. Для сиропа возьмем: 1/4 стакана мелкого сахара; 1 стакан воды; 10 столовых ложек рома.

Приготовление: Теплое молоко смешать с дрожжами, добавить немного муки и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, добавить 1/2 чайной ложечки соли и деревянной лопаткой или ложкой вбивать по одному яйцу. Затем добавить сахар и не растопленное, но мягкое масло и постепенно добавить остальную муку. Тщательно вымешать лопаткой и опять поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, хорошенько вымешать и вылить в смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму. Оставить в форме до тех пор, пока тесто немного не поднимется. Выпекать до готовности около часа.

Приготовление сиропа: Смешать сахар с водой, вскипятить, варить минут 5 и затем добавить ром. Готовую бабу выложить боком на блюдо и, когда остынет, облить горячим сиропом, постепенно поворачивая так, чтобы она вся им пропиталась. Затем поставить на блюдо и дать сверху обсохнуть.

Баба тюлевая (рецепт)

Ингридиенты: Для теста: 4 стакана муки, 25 яиц, 3 стакана сахара, 70-80 г свежих дрожжей, 1/3 стакана молока, соль по вкусу.

Приготовление: 25 взбитых в густую пену желтков, муку, распущенные в молоке дрожжи, сахар, соль и немного шафранной настойки смешать и взбивать не останавливаясь 2 ч. Тесто поместить в подготовленную форму, обильно смазанную размягченным маслом и подпыленную мукой. Поставить в теплое место для расстойки и не прикасаться, иначе баба может легко осесть. Когда тесто поднимется до краев, осторожно поставить в духовку и выпекать при температуре 180°С до готовности. Испеченную бабу в форме положить вверх дном на подушку, застланную пергаментом. Извлекать из формы, когда она совершенно остынет. В разрезе готовая баба имеет сильную пористость, похожую на тюль.

 
 

Некоторые факты о воскресении Иисуса

Грек Гермидий занимал официальную должность биографа правителя Иудеи... До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под Воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле.

Но вышло иначе. “Приблизившись ко гробу... - пишет Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера.

Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землей там показался Человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле.

 
 

От этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке спускалась женщина, вдруг она закричала: “Открылась! Открылась!” И в этот миг нам стало видно, что действительно очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”.

Лабиритиос, доверенное лицо прокуратора Иудеи Понтия Пилата, в момент Воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от места захоронения Христа. Они ясно видели падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом небывало ярко сияющую фигурку. Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщить об этом властям.

Сириец Эйшу, известный врач, близкий к Пилату и лечивший его, относился к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Виднейший медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей популярностью на Востоке, а потом и в Риме, он написал произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки считали, что он по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом - рядом с Леонардо да Винчи и Везалием; только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее важно то, при каких обстоятельствах Эйшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне Воскресения находился вблизи гроба с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, Эйшу и его помощники-медики интересовались этим с точки зрения естествоиспытателей. Поэтому всё, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под Воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до Воскресения уже проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. “Мы все - врачи, стража и остальные, -пишет Эйшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами”.
Источник: skeptik.net

 
 


"Сельский крестный ход на Пасхе" Василий Перов. 1861

Пасхальный крестный ход

В Пасхальную неделю обычно проводились обходы селений церковным причтом. Крестный ход, во главе которого шли богоносцы (оброшники, заветники) с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики, был довольно торжественным. Это был особый обход, которого ждали все крестьяне, так как в этот день, единственный в году, выносили запрестольные образа.

Под пение праздничного тропаря процессия вместе с присоединявшимися к ней людьми подходила к часовне, где священник служил молебен, а затем все направлялись к первому дому, где их уже ждали.

Для встречи священника около дома или в доме готовили стол с пасхальными яйцами и куличом Священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой, а затем процессия направлялась к следующему дому.

После обхода всех домов иконы передавали крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из следующей деревни. Если было уже поздно отправляться в путь, то все оставались на ночлег в той деревне, где их застал вечер, а иконы ставили в часовню или в избу человека, отличавшегося особой набожностью.

 
 

Всю ночь около них находились старухи, которые пели тропарь праздника и читали акафист - хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. Принято было также приносить к образам канунчик - небольшой кувшинчик с медом и двумя восковыми свечками, прикрепленными к его тулову, свечки горели всю ночь на помин усопших. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней.

До «прихода икон» не полагалось веселиться, петь, громко смеяться, так как время считалось святым. Веселье начиналось после того, как молебен заканчивался, а «иконы уходили». Пасхальные молебны, по убеждению русских крестьян, должны были способствовать благополучию семьи и хозяйства. Именно поэтому по ходу молебна проводилось множество дополнительных обрядовых действий, направленных на его достижение. Так, например, считалось необходимым тщательно хранить скатерть с остатками воска, лежавшую на столе во время молебна, так как она якобы снимала материнское проклятие; перед молебном под скатерть насыпали соль, которая, по поверью, после этого приобретала лечебные свойства; около стола ставили кадушки с семенами ржи, пшеницы, овса, гороха, картофеля, чтобы они приобрели хорошую всхожесть.

В некоторых деревнях даже полагалось после молебна, совершенного на полях, покатать по земле священника, чтобы «снопы были тяжелые, посевы тучные». Эти действия объяснялись тем, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать и что священник, как посредник между Богом и людьми, может содействовать им в ее получении. Пасхальные молебны, как считалось, способны были защитить людей от бед и несчастий. В деревнях северной и средней полосы Европейской России, кроме крестного хода с молебнами, устраивались дополнительные обходы села, называвшиеся «петь Христа». Девушки и женщины, объединившись в небольшие группы, с иконами и зажженными свечами, под пение пасхального тропаря обходили село, заходили после приглашения в дома, где читали молитвы и пели тропарь.

 
 


"Молебен на Пасху" В.Е. Маковский. 1887-1888

 
Стихи и поздравления на Пасху

Светлое Христово Воскресение.
Колокольный звон летит с небес,
И во славу Бога песнопения,
Ликование - "Христос воскрес!"
В праздник Вам дарим яйцо пасхальное.
Поздравляем, что Христос воскрес!
Наш разлад - явление случайное,
В Светлый праздник след его исчез.

Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес.
То и дело повторяются
Слова "Христос воскрес!".
Все друг другу улыбаются:
"Воистину воскрес!"

Мы вас с праздником божественным
Поздравим от души!
Настроением торжественным
Его встречайте вы.
Славься, Пасха величавая!
Глядит Господь с небес,
Как ликуют православные:
"Христос воскрес!"

День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!

Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...

На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...

И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Я. П. Полонский (1819-1898)

Святая весть
Светозарною весною —
Днем и в поздний час ночной —
Много песен раздается
Над родимой стороной.
Много слышно чудных звуков,
Много вещих голосов —
Над полями, над лугами,
В полутьме глухих лесов.
Много звуков, много песен, —
Но слышней всего с небес
Раздается весть святая,
Песня-весть — "Христос Воскрес!.."

Покидая свой приют,
Над воскресшею землею
Хоры ангелов поют;
Пенью ангельскому вторят
Вольных пташек голоса,
Вторят горы, вторят долы,
Вторят темные леса, —
Вторят реки, разрывая
Цепи льдистые свои,
Разливая на просторе
Белопенные струи...

Есть старинное преданье,
Что весеннею порой —
В час, когда мерцают звезды
Полуночною игрой, —
Даже самые могилы
На святой привет небес
Откликаются словами:
"Он воистину воскрес!.."
Аполлон Коринфский

Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.

Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;

Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин 1896

Под напев молитв пасхальных
и под звон колоколов,
к нам летит весна из дальних,
из полуденных краев.

В зеленеющем уборе
млеют темные леса,
небо блещет точно море,
море — точно небеса.

Сосны в бархате зеленом,
и душистая смола
по чешуйчатым колоннам
янтарями потекла.

И в саду у нас сегодня
я заметил, как тайком
похристосовался ландыш
с белокрылым мотыльком.
К. М. Фофанов (1862-1911)

Хвалите Господа с небес
и пойте непрестанно:
исполнен мир Его чудес
и славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотный сил
и ангельские лики:
из мрака скорбного могил
свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,
холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез
светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
и океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
и ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес
и славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!
К. Романов

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. А. Есенин (1895-1923)

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
К. Д. Бальмонт (1862-1947)

Святая ночь... Залит огнями храм.
Молитвы грешников восходят до небес,
Как в алтаре зажженный фимиам...
Христос воскрес! Воистину воскрес!

Природа нежным трепетом полна,
Мерцают звезды в глубине небес.
Царит над грешным миром тишина…
Христос воскрес! Воистину воскрес!

Как перед бурей замерла трава...
Затих пред Тайною дремучий старый лес.
Лишь ветер шепчет нежные слова:
«Христос воскрес! Воистину воскрес!»
А. Чернов

Тяжкий камень отвален от гроба,
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Ваших темных и безумных сил!

Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
И сама земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.

Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
А. Н. Майков (1821-1897)

День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть — гроб опустел!..

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал:„Воскресну!" и воскрес!

Бегут... молчат... признать не смеют,
Что смерти нет, что — будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!
К. К. Случевский

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А.С. Пушкин

Благодатный огонь снизошел!
Это символ Христа воскресенья!
Я желаю, чтоб в душу вошел
Свет Святой, и принес чтоб спасенье!

Да простит тебе Бог все грехи,
Да укроет своей благодатью,
Чтобы дни твои были легки,
Чтоб вели тебя к миру и счастью!

Христос воскрес! - всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах твоих.

Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…
Павел Потехин

Мой муж любимый, дорогой,
Тебя с Пасхальным днем,
Хочу поздравить, мой родной,
И опоить вином.

Пусть каждый день и каждый час
Не будете горестей у нас.
Пускай удачи будет много,
И светлой жизненной дороги!

День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя, –

Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.

О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.
Ф.Тютчев 16 апреля 1872

«Тебя я с Пасхой поздравляю!»
Сегодня православный мир
Прекрасный праздник отмечает,
И в каждом доме – знатный пир!
Тебя я с Пасхой поздравляю!

Христос воскрес! Сегодня ты
Себя почувствуй обновленным,
Пускай сбываются мечты,
В великий день непревзойденный!

***
Пасхальный день. Чиста природа.
И каждый миг сегодня мил!
У православного народа
Великий праздник наступил.

Тебя с великим днем пасхальным
Я поздравляю от души!
Желаю меньше дней печальных,
Побольше счастья и любви!

«С Пасхой папу поздравляю»
С Пасхой папу поздравляю,
От души тебе желаю,
Бога вовсе не гневить
И всегда счастливым быть.

Много счастья испытать.
Никаких проблем не знать,
Чтоб за добрые дела
Милость воздана была!

***
Желаю в день пасхальный вам
Я всевозможных наслаждений,
Поверить истинным друзьям
И отказаться от сомнений.

Чтобы тепло в ваш дом вошло,
Чтобы во всех делах везло.
Везенья – радостей без бед,
И разных жизненных побед!

«Мы все – Господние творенья»
Пусть день Святого Воскресенья
Дарует блага вам земные,
Мы все – Господние творенья,
Пусть в сердце будет Он отныне!

И Благодатный пусть огонь,
Что снизошел подобно чуду,
Сулит вам светлую Любовь,
Что в Пасху царствует повсюду!

***
Пасхальный слышишь звон колоколов?
Христово воскресение настало!
День Пасхи дарит радость и любовь,
Чтоб лучше и светлее в мире стало.

Желаю, чтобы этою весной
Господь тебя порадовал дарами,
Чтоб воцарило счастье и покой,
А ты ответил добрыми делами.

СМС поздравления на Пасху

Пасхальный звон. Христос Воскрес!
И благодать послал с небес,
И веры, и добра на всех!
Вам - счастье, радость, добрый смех!

В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол!
Слава вечная ему!
Побеждающему тьму!
Поздравляю всей душой
С этой радостью большой!

Зазвенят колокола весенние,
И надежды в нас проснулись вновь.
Пасха - это праздник Воскресения.
Пусть воскреснут Вера и Любовь!

«Христос воскресе!» говорю и поздравляю,
И в праздник Пасхи вам желаю,
Чтобы жили в полном здравии и радости,
Без печалей, горести и зависти.

Христос воскрес! И пахнет сдобой,
Пекутся в праздник куличи.
Ведь этот день такой особый.
Христос воскрес! Наш свет в ночи.

Великое чудо! О, чудо чудес!
Ликует народ, веселится,
Христос, он воистину, люди, воскрес
Пусть чудо сто раз повторится.

И Пасха с весною пришла,
И светлые дни Воскресенья.
И золотом в небе горят купола,
Мы веруем, будет спасенье.

Звонят, поют колокола,
Всех к литургии призывая.
Творцу великому хвала!
Воскрес Христос, вознесся к раю.

Сошел с креста, возвысился над нами,
Его сегодня славим с вами!
Пасхальной сини высота,
То в рай Господний ворота.

Взошедши на Голгофу для Креста,
Тебе и мне Господь принёс спасенье.
И славим мы сегодня все Христа
В чудесное Христово Воскресенье.

Христос воскрес! Сегодня ты
Себя почувствуй обновленным,
Пускай сбываются мечты,
В великий день непревзойденный!

Нет в душе обидного томления,
И любовь воскресла, как Христос.
Наше неизбежно примирение!
Вновь надежду нам Христос принес.

 

Пасхальные приметы и поверья

Последняя неделя Великого поста перед праздником Пасхи обязывает соблюдать особо строгий пост.

Четверг перед Пасхой считается Великим четвергом. В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы потом весь год «водились» деньги.

Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», то есть, Великого четверга. Ею раньше лечили себя, а также своих родных и близких. Из этой же соли делали обереги для семьи, скота, огорода, дома.

В Чистый четверг убирают, стирают, моют все в доме. Начиная с четверга из дома до Пасхи не отдают и не выносят ничего.

 
 

При выпечке пасхальных куличей загадывали на каждую пасху, которую ставили в печь, на каждого члена семьи. Если у кого пасха провалилась - к тяжелой болезни, а то и к смерти. Если же пасха получилась ровная, не подгоревшая - к здоровью.

В пятницу обметают углы тряпкой. По приметам эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям, инвалид - к смерти близкого человека.

Царствие небесное. Существовало убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу, беспрепятственно попадет в рай, какой бы грешник он ни был, потому что доступ в царствие небесное объясняется тем, что в пасхальную неделю врата рая не закрываются и их никто не охраняет.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.

Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться.
Деревенские девушки в дни Пасхи не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяной, при этом становились на топор, чтобы стать крепкой.

Девушки верили, что все обычные любовные приметы на Пасху сбываются. Поэтому, если, например, девица ушибала локоть, то уже думала, что ее вспомнил милый. Если во щи падал таракан или муха — наверняка жди свидания. Если губа зачешется — не миновать поцелуев. Если бровь чесаться станет — будешь кланяться с милым.

Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в порчонках!”; “Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!”

Утром в Пасху умывались водой, приготовленной с Чистого Четверга. В нее клали серебряную колечко, ложку, или монетку. Умывались, чтобы быть здоровыми, красивыми и богатыми.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Во время Пасхи беспрерывно звонили церковные колокола. По давней традиции любой желающий - от ребенка до старца - имел возможность забраться на колокольню и лично огласить округу колокольным звоном, поделившись, таким образом, с другими пасхальной радостью.

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговения. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали.

Вместе с утром настанет праздник Пасхи. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.

На столе все пестро, куличи и пасхи в розочках, крашеные расписные яйца. На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. По традиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.

Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было.

По благочестивому обычаю на праздник Пасхи навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

 
 

Приметы Пасхального яйца

Много существовало примет, связанных с пасхальным яйцом. Нельзя было, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу. Крестьяне верили, что на протяжении всей светлой седьмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходит по земле, и по неосторожности в него можно попасть скорлупой.

При помощи пасхального яйца и живые получают облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже двенадцати лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным - и всю хворь с них как рукой снимет. Пасхальным яйцом можно вывести любую болезнь. Действительно, считается, что пасхальное яйцо обладает невероятной силой.

А в день Пасхи хозяйка должна обязательно оставить освященное яйцо и положить его за иконой. Дай Бог, чтобы не представился случай его использовать. Но если кто-то очень тяжело заболеет, то доставали это яйцо и со специальными молитвами выкатывали им по больному месту. После этого нужно было яйцо прикопать на могиле человека, который при жизни носил такое же имя, как и у больного. Старики говорят, что пасхальное яйцо творит чудеса.

 
 

Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

У кого пасхальное яйцо после удара осталось целым – у того здоровья будет много. Эта примета, всего-навсего, обычное суеверие. Существует старая традиция. Когда люди приходят домой после церковной службы, то каждый член семьи берет освященное крашенное яйцо, и все стукаются яйцами. У кого яйцо останется целым, тот и будет целый год самым здоровым.

Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям. Ведь всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия. Тогда остается только взять лопату и спокойно отрыть себе котлы с золотом.

На Пасху существуют и приметы, которые связаны с погодой. Так, например, считается, что если на Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным, зато удои будут очень плохими. И наоборот, если будет ясно – то жди неурожая, а вот куры будут нестись просто идеально. А если солнце во время восхода тусклое, то это не просто неурожай, но еще и свиной мор.

 
 


"Воскресение Христа" Рембрандт. 1636

Огласительное слово на Пасху
святителя Иоанна Златоуста

Кто благочестив и Боголюбив - насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный - войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, - прими ныне динарий! Кто работал с первого часа - получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа - с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа - нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа - приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу - и тот не страшися своего промедления!

Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все - все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение!

 
 

Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в ней небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Святые о Воскресении Господнем

Святитель Феофан Затворник:
Воскресение Его всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление и наследие небес. Бог на земле - человек на небе; все в соединении.
Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, радуясь вместе с нами и предвидя восполнение сонма своего. Нас же удостой Господи, Тебя Воскресшего, славить чистым сердцем, видя в Воскресении Твоем прекращение нашего тления, семя новой пресветлой жизни и зарю будущей вечной славы, Предтечей которой Ты вошел, воскреснув ради нас. Не только человеческие, но и ангельские языки не способны выразить Твою неизреченную милость к нам, преславно Воскресший Господи!

Святитель Григорий Богослов:
В этот Великий день Христос призван от мертвецов, которым уподобился. В этот день Он отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы ада, даровал свободу душам. В этот день, восстав от гроба, Он явился людям, для которых родился, умер и пробужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, воскресли с Ним, Воскресшим. В этот светозарный и великий день ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь.

 
 

Поминание усопших предков в Пасхальные дни

Характерной чертой народной обрядности Пасхальной недели было поминание усопших предков. Поминание предков не согласовывалось с практикой церковных поминаний, которые на Пасхальной неделе не проводились, так как противоречили духу праздника - радости по случаю Воскресения из мертвых Иисуса Христа.

Однако, согласно народным представлениям, в Пасхальную неделю души усопших временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми порадоваться празднику.

Поминальными днями этой недели были второй день Пасхи и Пасхальный четверг. В эти дни полагалось навещать усопших родственников на кладбище, христосоваться с ними и приглашать их к праздничному застолью.

Верили, что умершие, получив приглашение, приходили в дома, садились за столы, ели и пили вместе с живыми, стояли в церкви на праздничной литургии. В эти дни крестьяне оставляли для них незапертыми двери домов; вывешивали на окна полотенца, чтобы души умерших могли на них отдыхать; старались ничего не шить, чтобы не зашить им глаза; не стирали, чтобы не замутить воду перед умершими; не причитали и не плакали на кладбище, чтобы не мешать покойникам радоваться Воскресению Иисуса Христа и тем самым не разрушить их надежду на собственное воскресение.

Землю усопшие покидали, по распространенным представлениям, в Фомино воскресенье или в Радуницу.

 
 

Почему нельзя поминать усопших в день Святой Пасхи?

Потому что Святая Пасха - это праздников праздник и торжество из торжеств, и верующие должны как бы забыть обо всем остальном, не исключая и грехов своих, и все мысли сосредоточить исключительно и безраздельно на радости Воскресения своего Спасителя. В этот день, как и во всю Светлую седмицу, нет места для страха смерти.
«О смерти и о мертвых, - говорит святитель Афанасий (Сахаров), - в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску».

Можно ли христосоваться с усопшими в Пасху?

В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и отвечают на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия: Христос воскресе! ответили: Воистину воскресе! Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. «Церковные люди, - пишет святитель Афанасий (Сахаров), - скажут на дорогой могилке: Христос воскресе, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковному Уставу на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила».

 
Пасхальные открытки




   
ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВО
ИСТОРИЯ ПРАЗДННИКА ПАСХА
ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ
ПРАЗДНОВАНИЕ СВЕТЛОЙ ПАСХИ
ПРАЗДНИЧНЫЙ ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ
КОГДА ПЕКУТ КУЛИЧИ ПАСХУ - РЕЦЕПТЫ
КАК КРАСИТЬ ЯЙЦА
ФАКТЫ О ВОСКРЕСЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА
ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
СТИХИ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ НА ПАСХУ
ПАСХАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ
ПРИМЕТЫ ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА
СЛОВО НА ПАСХУ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
ПОМИНАНИЕ УСОПШИХ В ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ
ПАСХАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
 
 
ПРАЗДНИКИ
 
 
ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА
 
Copyright © 2013-2017     You-woman.com