14 октября (1 октября ст. ст.)
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
«Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благо­дарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.»
Акафист Иконе Покров Пресвятой Богородицы Кондак 1
ПОКРОВ- КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК
Народные обычаи и приметы в день
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитвы в день
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПОКРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
ПОКРОВ ДЕНЬ В ЖИВОПИСИ
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
 

Покров Пресвятой Богородицы - история праздника

В царствование Льва VI Философа,( византийский император с 886 - 911 гг. ) в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи. Византия вела беспрерывную войну, а страдали от этого обыкновенные люди, уставшие жить в страхе и голоде. По ночам они собирались в главном храме города Влахернском (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.) - и сообща молились, веря в то, что их мольбы однажды будут услышаны свыше.

Вот и в этот раз в храме было не протолкнуться. Враг наступал, и народ боялся, что к утру осада будет прорвана. Святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в 1-ый день октября во Влахернском храме г. Константинополя, во время всенощного воскресного пения видели в воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом пророками, Апостолами и Ангелами, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором (покровом). Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний.

Исчезла Богородица так же, как и появилась, - незаметно.

 
 

На следующее утро стало известно о том, что враги отступили от города. Это явление Богородицы народу стало знаковым для всех, рассказы о нем передавались из уст в уста. Люди стали обращаться к Богоматери в своих молитвах, прося о защите и «покрове». Молятся ей и по сей день как главной заступнице во всех бедах.

Икону «Покров Пресвятой Богородицы» можно увидеть во многих православных жилищах. Она охраняет дом от непрошеных гостей, даруя ему мир, тепло и уют. Уютом веет и от самого лика Богоматери на этой иконе - она держит в руках белый покров и заботливо как бы накрывает им всех нас, просящих и молящих. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении там Богоматери.

Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским,сыном Юрия Долгорукого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

Заботами этого святого князя и был установлен на Руси около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В Украине этот христианский праздник был одним из самых чтимых, ведь Божья Матерь Покрова считалась покровительницей запорожских казаков. В то же время, женщины называли его своим праздником, ведь он обычно совпадал с бабьим летом.

Долгое время праздник Покрова праздновался только на Руси, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.
Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.

 
 

Особое почитание казаками праздника
Покрова Пресвятой Богородицы

Богородица, образ которой олицетворяет любовь и уважение к женщине-Матери, стала защитницей землепашцев и казаков, безусловно, взращенных в их среде.

В Украине самым крупным и значимым праздником был Покров для казаков. В этот день на Сечи проходили выборы нового атамана. Казаки верили, что святой Покров охраняет их, а Пресвятую Богородицу считали заступницей и покровительницей православного воинства. В честь Покрова казаки строили много храмов, некоторые из них сохранились и до сих дней.

Исторически широкое празднование Покрова Пресвятой Богородицы на Дону связано с чудесной победой 30-ти тысяч донских казаков над 300-тысячным войском турок под Азовом – так называемым Азовским осадным сидением 1641 года.


"Запорожские казаки"
Йозеф Брандт
 

Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы азовского казачьего гарнизона уже не осталось никакой надежды на спасение, и они собирались погибнуть в открытом бою с турками, защитникам Азова явилась Пресвятая Богородица. Вскоре они с удивлением увидели, что в самый праздник Покрова Божией Матери турки вдруг неожиданно сняли осаду и ушли, не причинив городу никакого вреда. С тех пор Покров Пресвятой Богородицы считается главным казачьим праздником.

Сибирские казаки праздновали день своего покровителя Святого Николая Чудотворца — 6-го декабря.

Обычно историки определяют казачество как особое воинское сословие, однако встречаются мнения, что это даже отдельный этнос - мол, их общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях Московии или Речи Посполитой.

Казачество зародилось примерно в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Это были вольные поселенцы, бежавшие кто от пана, кто с каторги, и расселившихся на берегах Днепра, Днестра, Дона, Волги, в предгорьях Кавказа и Причерноморье, сформировавшие со временем войско. Согласно летописям и историческому фольклору, казаки защищали мирное население от набегов турок и татар. Позже украинское казачество стало участником политических процессов.

 

Молитвы на Покров Пресвятой Богородицы

Молитва на Покров

Помяни нас в Твоих молитвах, Госпожа Дева Богородица.
Да не погибнем мы за умножение грехов наших, покрой нас от всякого зла и лютых напастей.
На Тебя уповаем и Твоего Покрова праздник чествуем, Тебя величаем.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы: глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы: глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание Покрову Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

 

 

Народные обычаи и приметы в день
Покрова Пресвятой Богородицы

«Покрова покрывает траву листьями, землю — снегом, воду — льдом, а девчат — свадебным венцом», - говаривали люди в старые времена.

Хорошей традицией на Покрову было творить милостыню. Во время подготовки к празднованию мужчины всем селом ходили по соседям, помогали старикам, вдовам и сиротам чинить крыши, ставили заборы, кололи дрова, мазали печи. Женщины раздавали детками теплую обувь и ткани на одежду, бытовало поверье, что у того, кто на Покров оденет сироту, дети и внуки в сорочке родятся.

 
 

Свадьба на Покрова: народные приметы

Покрова с нетерпением ожидала молодежь, потому что для молодых людей наступало самое интересное время — время девичьих посиделок и свадеб!

С давних времен люди верили, что именно с Покровы начинается зима. Заканчивались работы в полях, пригонялся с пастбищ скот и наступало самое благодатное и сытное время в году. Ну когда же еще играть свадьбу? «Минула Покрова — заревiла дiвка, як корова».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы считался лучшим днем для сватанья. Согласно традициям, потчевать жениха гарбузом в этот день было не положено. С радостью и почетом принимали всех сватов, а если жених был не люб, резко не отказывали, а тянули с ответом, ожидая лучшего предложения. А уж если никто не являлся - давали благословение на брак.

 
 

Незамужние девушки молились Богородице, чтоб та послала им на следующий год хорошего жениха. Веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, с самого утра бежали в церковь, чтобы зажечь свечу перед ее иконой. Считалось. кто раньше это сделает, тот раньше и замуж выйдет.

Если весело провести Покров - жених будет хорош да пригож, и скоро сыщется.
Чтобы приманить жениха, надо испечь хлеб и положить на подоконник на ночь.
Чем больше снега выпадет в этот день, тем больше свадеб будет сыграно в этом году.
Дует сильный ветер - много будет невест.
Если парень познакомится с девушкой на Покров, то быть им женихом и невестой.
Если с утра выскочить на улицу и умыться снегом, сказав: «Покров-покров, покрой землю-матушку снежком, а меня, красну девку, хорошим женишком», то скоро вы познакомитесь с суженым.
Конечно, делать это можно, только если снег чистый. А еще Покровский снег дарит красоту.
Та девушка первой выйдет замуж, которая раньше всех из подруг придет в церковь и поставит свечу Богородице Покровской.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело".

 
 

Обряды и традиции на праздник Покрова

В этот день православные не работают, а с утра обязательно идут утром в храм помолиться. Если в округе была Покровская церковь, собор или иной храм, то верующие приходили на службу именно сюда. В церкви с усердием и благоговейно молились Пресвятой Богородице — просили укрыть семью святыми покровами от всех бед и несчастий.

После службы прихожане устраивали возле церкви обед вскладчину. Для этого приносили продукты и блюда, которые приготовили на праздник, накрывали на церковном дворе столы и потчевали всех присутствующих. А угостить старика, больного или калеку считалось особой честью и богоугодным делом.

Окропите комнаты святой водой.
Пообедав, прихожане приходили из церкви домой и сразу же окропляли комнаты святой водой, а также ставили праздничные свечки к образам. В таком случае, по поверью, Покрова охраняли дом весь год. Потом шли на ужин в гости или угощали родных и близких в своем доме за праздничным столом. Обязательно поминали умерших родственников, от которых, считается, зависит смена сезонов и благополучие семьи в новом времени года.

Издавна православные христиане верили, что если отметить праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы искренне и с покаянием, весь год в семье будет царить мир и благополучие. Ведь Божья Матерь - главная покровительница семьи и домашнего очага.

Все главные обряды в этот день, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которым она покрыла людей во спасение, проводят женщины - для семьи, для дома, для детей.

 
 

На Покров хозяйки первый раз разводят огонь в печи, используя ветки плодовых деревьев, - для будущего урожая и процветания семьи. В наше время можно сжечь несколько веточек яблони в сковороде и окурить дымком жилье, говоря: «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться!»

В Покров хозяйки обязательно пекут блины - для благосостояния. Они - непременное блюдо на праздничном столе, символ солнца. Перед тем как сесть за стол, хозяйка обходит все углы жилья с тарелкой, а потом, прочитав молитву Пресвятой Богородице. И только потом пробует блин!

С печением блинов связан и обряд «запекания углов». Он проводится для домового, который, как считается, в день Покрова засыпает. Когда хозяйка испечет первый блин, она делит его на 4 части и раскладывает по 4 углам кухни - это подношение домовому. Если ему сытно, то дома тепло, спокойно и уютно.

Еще одно подношение домовому - грибы. На Покров сходите в лес и наберите грибов, хоть немного. Высушите их на печи или в духовке и положите в укромном месте. Через год их можно выбросить. Такой подарочек суседке привлечет в ваш дом богатство.

Еще для застолья пекут специальный каравай. Рецепт теста - на ваше усмотрение. Потом им нужно угостить родственников и соседей. Это принесет богатство.

 
 

Чтобы защитить детишек от хворей, их в старину выводили на улицу и на пороге дома обливали водой через решето или сито. Делала это старшая женщина в роду, говоря: «Течет-течет водица сквозь решето да сито - все недуги с дитятки (имя) будут смыты!» Вы можете сделать то же самое для своего ребенка в ванной комнате. Или же - в доме, в тазу. Не обязательно идти на улицу. Тут все дело - в сите!

Еще делается обряд защиты покровом от всех бед. Женщина становится на стул, держа в руках икону Пресвятой Богородицы, - чтобы быть надо всеми близкими, как когда-то Пречистая Дева появилась со своим покровом в воздухе над верующими, собравшимися в храме. Все дети становятся на колени перед ней, и мать произносит следующие слова: «Как Мать Святая Царица Господня всю землю своим покровом накрывает, так и я моих чад (имена) от всякой беды накрою. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Мужчины утепляют жилище, готовя его к зиме: «Не утеплишь дом до Покрова - всю зиму будешь мерзнуть».

Чтобы скотина хорошо перезимовала, 14 октября проводится обряд «закармливания». То есть в старину ей отдавали последний сноп с последней полосы: оставляли последние колосья, в конце жатвы срезали их в полном молчании, связывали красными лентами, ставили в красном углу дома. А потом, в Покров, отдавали скотине. Если у вас нет этого самого последнего снопа, тогда 14 октября напоите ваших домашних животных водой с добавлением нескольких капель святой, говоря:
«Матушка Богородица, покрой землю снегом, а мою скотину - своим оком призри. Аминь».

 
 

Поверья

По народным поверьям, с Покрова переставали бродить по лесам лешие. При расставании со своей свободой, лешие ломают деревья, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверьё по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова лешие целый день воют, стараясь перекричать ветер; «и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок». «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»“.

«Существовало поверье, что домовой уносит весь хлеб у того, кто молотит в этот праздник. В деревнях, где на этот день варят пиво, крестьяне ставят ведерко пива в гумно и оставляют его там несколько дней».

 
   

Покровская родительская суббота

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших.

В Русской православной церкви установление Покровской родительской субботы связывается с указом патриарха Иова от 25 февраля 1592 года архиепископу Казанскому Ермогену. Указ предписывал ежегодное поминовение православных воинов, павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года.

В православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — Казанской, Вятской, Ижевской, Пермской, Екатеринбургской епархиях.
В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной), хотя и не такой важной и обязательной как Дмитриевская.

У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды», когда, согласно верованиям, умершие родственники приходят в свой дом на поминальный ужин.

   

Семьи традиционно накрывают на стол и кладут большее количество приборов, а среди поминальной еды обязательно подают ритуально блюдо – кутью – символизирующее веру в вечную жизнь и воскресение.

Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавался постный ужин и начинались приготовления к субботней изобильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром.

Афанасий (Сахаров) пишет, что в древности в некоторых убогих домах поминки по «заложным» покойникам проводились не только в Семик, но и перед праздником Покрова.

   

Покровский день
обряды, традиции в живописи

В осенние дни девушки веселились в свои праздники. Цикл осенних девичьих праздников располагался в календаре между Успенским постом, длившимся с 1/14 по 15/27 августа, и Рождественским постом, начинавшимся 15/28 ноября. Девичьими праздниками считались Покров (1/14 октября), праздник Казанской иконы Божьей Матери (22 октября / 4 ноября), Параскева Пятница (28 октября / 10 ноября), день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября) и некоторые другие, установленные местной традицией.

В вологодских деревнях девушки, надеясь на замужество, подносили к образу Богородицы так называемую обыдённую пелену, изготовленную за один день. На восходе солнца девушки садились за прядение, потом за снование основы и тканье, а к заходу солнца пелена была готова. Полнота и завершенность процесса изготовления пелены, его спрессованность во времени, по мнению крестьян, сообщала пелене магическую силу.


Куликов И.С. "Пряхи" 1913г.

   

Основным содержанием этих праздников была тема брака, и главным среди них был Покров, с которого в русской деревне открывался свадебный сезон, продолжавшийся до Рождественского поста.

Покров (день Покрова Пресвятой Богородицы) девушки считали днем судьбоносным, имеющим большое значение для предстоящих браков. Это было связано с представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице девушек и женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом.

   


Куликов И.С. Старинный обряд благословения невесты в г. Муроме 1909г

В картине «Старинный обряд благословения невесты» художник отразил старинный обряд, который бытовал в крестьянской среде в начале ХХ века. В центре картины на полу, устланном по старинному обычаю соломой, стоит на коленях невеста. Ее лицо, изображенное в профиль, обращено к родителям, отец и мать с хлебом-солью - все по издревле заведенному порядку. Справа на картине изображены близкие родственники: здесь и бабушка, которая, видимо, жалеет свою внучку, и старшая, уже взрослая сестра, очень похожая на мать, и совсем еще девочка-подросток, с интересом смотрящая на происходящую сцену. В склоненной фигуре невесты чувствуется покорность судьбе и молчаливое согласие с волей родителей. На лицах присутствующих нет ни одной улыбки. Все сосредоточенно обращены к невесте и полны к ней сочувствия и жалости.

   

Петров Н.П." Смотрины невесты" 1861г.
   

Предсвадебные обряды в прежние времена включали в себя несколько частей - сватовство, осмотр хозяйства жениха (погляды, двороглядение), смотрины невесты, а затем - сговор, или помолвка. Только после соблюдения всех положенных ритуалов, молодожены отправлялись под венец.

После того, как невеста была просватана, а ее родители - удовлетворены владениями будущего тестя, наступала пора знакомства с невестой. Любопытно, что до XV века новобрачные впервые удостаивались чести лицезреть друг друга лишь после церемонии венчания. Все договоры о свадьбе затевались и велись только близкими родственниками будущих молодоженов.

Главной смотрительницей являлась матушка жениха, либо близкая родственница. Она же несла ответственность за "качество" невесты и сообщала о результатах осмотра жениху. Кроме того, смотрительница проводила "тестирование" будущей невестки, проверяя ее нрав всякими каверзными вопросами.

В XVI-XVII веках обряд смотрин несколько видоизменился, и в нем стал принимать участие и сам жених.

   

Н. В. Неврев. "Смотрины" 1888г.

Н. К. Пимоненко "Сваты" 1882г.
   

На картине "Смотрины" художник Николай Неврев изобразил как батька сватает сынка-семинариста за дочку попадьи.

Пимоненко Николай Корнилович, украинский живописец, очень увлеченно изображал именно украинскую культуру, ее обычаи, традиции и быт, таким образом, перед нашим взором появляется очередная его картина, под названием «Сваты». Необходимо сказать, что со стороны этнографической точности, изображенный на картине украинский обряд выполнен как нельзя лучше.

На данной картине, зритель может увидеть достаточно обычное дело, и даже несколько традиционное действо, которое называется сватовством. Мы видим, как сидят сваты, они перевязаны специальными рушниками и общаются с женщиной. Женщина является матерью девушки, которая сидит поодаль, как это и было положено испокон веков. Художником точно прорисованы национальные одежды, в которые облачены герои картины.

 
 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ЖИЗНЬ БОГОРОДИЦЫ

ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА

Copyright © 2012-2016
You-woman.com