КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ПАСХА 2017-2021
ЦЕРКОВНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 2017
Православные посты 2017
   
2017 год от Рождества Христова - современное летоисчисление (новый стиль)
 
Праздники иконы Божией Матери в январе
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
2 января
Спасительница утопающих
Новодворская

Леньковская (Новгород-Северская) икона Божией Матери "Спасительница утопающих"
В 1751 году икона Богородицы СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ чудным образом приплыла к тому месту на реке Десне, где в опасном водовороте часто гибли гружёные баржи. Место это находилось напротив высокой горы близ села Леньково, в восьми верстах от города Новгород-Северска Черниговской губернии. Верующие с благоговением приняли явившийся образ и установили его на горе. Затем на этом месте был выстроен храм. С тех пор корабельщики, подплывая к гибельному водовороту, стали останавливаться, чтобы совершить в Леньковском храме молитву перед чудотворной иконой Божьей Матери, и несчастия на этом опасном месте сделались весьма редкими.

Новодворская икона Божией Матери
Написана святым святителем Петром, митрополитом Московским, в бытность его игуменом обители на реке Рати, на урочище Малый Дворец. Во время гонения от униатов, которые разграбили Новодворский монастырь, икона эта была перенесена иеромонахом Иаковом в Елецкий Черниговский монастырь. Затем Черниговский Преосвященный Антоний (Стаховский) благословил этой иконой Симеона, строителя Сурожской обители (Черниговской епархии). 14 августа 1677 г., при перенесении иконы из старой церкви в новую во время крестного хода, она благодатно явила себя чудесными знамениями.

 
 
 
8 января
Остробрамская-Виленская икона Божией Матери
 
 
Икона Божией Матери "Трех радостей"
 
 
Киккская икона Божией Матери "Милостивая"
 
 

Барловская икона Божией Матери "Блаженное Чрево"

 

 

Остробрамская-Виленская икона Божией Матери
Находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Икона Божией Матери "Трех радостей"
В XVIII веке в Москву неким благочестивым художником была привезена из Италии копия иконы «Святое семейство» кисти Рафаэля. На ней рядом со Святым семейством изображёны Иоанн Креститель и святой праведный Иосиф Обручник. После смерти художника, икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех. Через сорок лет икона прославилась чудным знамением. После усердной молитвы перед этой иконой одна несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный злыми людьми муж был оправдан и возвращён из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобождён, а конфискованное по неправому суду имение возвращено семье. С тех пор образ стал называться «Трёх радостей». Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, помощницей в семейных нуждах, покровительницей семейного благополучия.

Киккская икона Божией Матери "Милостивая"
Икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Название получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворный образ Богородицы произволением Божиим долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнина. В эти годы старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона Богоматери прибыла на остров, от нее стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая". Чудотворная икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

Барловская икона Божией Матери "Блаженное Чрево"
Источник названия образа лежит в евангельских строках: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря (ст.ст.) 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы – «Барловская». В Переписной книге собора 1680 года, а также более поздних описях икона Божией Матери называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искажённой формой от «Барградская», то есть происходящая из города Бари. Икона до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Её сосца.

 
25 января


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона Божией Матери "Млекопитательница"
Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных. История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.
На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.
В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…
Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

Икона Божией Матери "Акафистная"
Существует несколько разновидностей икон с наименованием Акафистная Божия Матерь. Икону, празднование которой совершается 25 января, называют Хилендарской. С этим образом связано следующее событие. В 1837 году по неосторожности экклесиарха (человека, который заведовал в монастыре порядком богослужения) в храме Хилендарского монастыря на Афоне загорелся иконостас.

От огня иконостас практически весь выгорел, но образ Божией Матери остался совершенно невредимым. После чудесного спасения иконы от огня перед ней был прочитан акафист Пресвятой Богородице. С тех пор образ стал называться Акафистным. Акафистная Хилендарская икона послужила прообразом иконы «О ВСЕПЕТАЯ МАТИ». Интересно, что монахи Хилендарского монастыря ещё называют эту икону Скоропослушницей, за скорую помощь Богородицы после молитвенного обращения к Ней перед этой иконой Божией Матери.

 
 
 
Праздники иконы Божией Матери в феврале
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
3 февраля

Икона Божией Матери "Утешение" или "Отрада" Ватопедская
Икона «ОТРАДА» или «УТЕШЕНИЕ» находится в Ватопедском монастыре на Афоне в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.

В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.

 
7 февраля
Икона Божией Матери "Утоли моя печали"
Икона Богоматери «Утоли моя печали» была привезена в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но пожаром 1771 года все документальные свидетельства были уничтожены. Предание, однако, сохранило память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является следующий случай, положивший начало почитания иконы как чудотворной.
Одна женщина знатного происхождения, жившая вдали от Москвы, долгое время была прикована к постели, страдая изнурительной болезнью. Врачи уже не надеялись на её выздоровление, и женщина ожидала смертного исхода. Но однажды во сне болящая увидела Божию Матерь, сказавшую ей: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».Женщина поделилась виденным со своими родственниками, и все с глубокой верой отправились в нелёгкий для болящей путь и по прибытии в Москву отыскали указанный храм. Однако, осмотрев всю церковь, прибывшие не нашли того образа, который явился женщине во сне. Тогда священник, к которому больная обратилась за советом, приказал причётникам принести с колокольни все иконы Божией Матери. Среди принесённых обветшавших и запылённых икон обнаружили икону Богородицы с надписью: «Утоли моя печали». Увидев его, больная воскликнула: «Она! Она!» – и, не имевшая до этого возможности даже пошевелить рукой, к удивлению всех, перекрестилась. После молебна женщина приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. Это исцеление произошло 25 января 1760 года.
 
25 февраля

Икона Божией Матери «Иверская» «Вратарница»
В IX веке во времена ереси иконоборства близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону БогоМатери до утра, обещая им за это вознаграждение.

Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородице, и тотчас из пронзённой иконы Божией Матери потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону Богородицы от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона Божией Матери при этом не легла на воду, а, стоя прямо, двинулась по морю.

История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих.
В конце ХХ столетия прославилась мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез.

 
28 февраля

Виленская (Одигитрия) икона Божией Матери
Древний образ Богородицы, по преданию написан евангелистом Лукой. Икона долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространённой версии в 1472 году икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III. Существует также иная версия, не находящая широкой поддержки, что икона перешла к великому князю московскому от князей галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров.

В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за великого князя литовского Александра. В честь перенесения иконы в Вильно установлено празднование 28 февраля (15 февраля по старому стилю). После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в Пречистенском соборе в Вильне. После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь.

С началом первой мировой войны, русские правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных православных реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России. В августе 1915 года Виленская икона вместе с мощами трех Виленских православных мучеников была вывезена в московский Донской монастырь, дальнейшая ее судьба неизвестна.

 
 
 
 
Праздники иконы Божией Матери в марте
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
6 марта,
в високосные годы – 5 марта

Козельщанская икона Божией Матери
В XVII веке икона принадлежала жене запорожского войскового писаря Сиромахи, который в 1764 году подписал акт окончательного присоединения Малороссии к России. По указу императрицы Елизаветы Петровны писарь был пожалован землями и, кроме того, императрица изъявила желание женить его на одной из своих фрейлин итальянского происхождения. Возможно, и иконописец, создавший Козельщанский образ, был из Италии. Затем владельцами иконы стало семейство графов Капнистов. В доме одного из представителей этого семейства – графа Владимира Ивановича Капниста, проживавшего в селе Козельщино Полтавской губернии, и произошло чудо, получившее широкую огласку.

Однажды дочь графа Мария подвернула ногу. Вроде бы незначительная травма неожиданно для всех вызвала серьёзное прогрессирующее заболевание суставов, превратив цветущую девушку практически в инвалида. Многочисленные процедуры и лечение у известных докторов не помогали, состояние девушки всё более ухудшалось. И вот 21 февраля 1881 года родители решили вывезти Марию в Москву, куда прибыл знаменитый европейский врач Шарко.

Перед дорогой по семейному обычаю девушка помолилась перед образом Божией Матери и решила протереть ризу на иконе Богородицы. Плача и молясь перед образом, с трудом протирая ризу обессиленными руками, девушка неожиданно почувствовала, как живительные силы вливаются в её руки и ноги, дотоле практически лишённые чувствительности. Через некоторое время Мария предстала перед изумлёнными домочадцами совершенно здоровой.

 
15 марта

Чудотворная икона Божией Матери "Державная"
Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.

Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.

 
20 марта

Чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных"
Своё название икона Споручница грешных получила по содержанию одного из свитков, расположенных в четырёх углах иконы: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Споручница – означает Поручительница перед Иисусом Христом за согрешающих людей, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница.

В 1844 году в монастырь, где находилась икона Споручница грешных (Николо-Одринский монастырь близ города Карачева Орловской губернии) пришла купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который страдал от жестоких припадков, и попросила отслужить молебен пред иконою «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной ребёнок выздоровел. Вскоре от иконы последовали и другие чудесные знамения. С тех пор образ Божией Матери в Николо-Одринском монастыре стал считаться чудотворным. Особенно прославилась икона исцелениями во время эпидемии холеры в 1847/48 годах.

 
 
21 марта
Курская икона Божией Матери "Знамение"
Во время нашествия на Россию хана Батыя город Курск был настолько разорён, что зарос лесом, в котором часто охотились жители соседнего городка Рыльска. Однажды, 8 сентября 1295 года, один охотник увидел у корня дерева обращённую ликом к земле икону. Он поднял образ, и оказалось, что это была икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ». В ту же минуту на том месте, где она лежала, из земли забил источник родниковой воды.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
 
25 марта

Лиддская нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери
Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы.

В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.
После XI века следы Лиддской иконы Божьей Матери теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно

 
27 марта

Феодоровская икона Божьей Матери
По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1260 году подступили к Костроме татары, и городу угрожало полное разорение. Всю надежду свою жители и князь возложили на Богоматерь и молили Ее спасти город. Перед битвой князь вспомнил, что некогда великий князь Андрей Боголюбский, отправляясь на камских болгар, взял с собой чудотворную Владимирскую икону и с благодатной помощью Богоматери наголову разбил врага.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в апреле
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
16 апреля
Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"
О дин из почитаемых образов Богоматери. Его создание относят к XVII веку на Афоне (по другим источникам, место создания — Константинополь). Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Художественный элемент сформировался под влиянием западной традиции иконографии.
Перед иконой "Неувядаемый Цвет" верующие молятся, прежде всего, о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Тут важно заметить, что если Феодоровская икона Божией матери стала покровительнице семьи и брака, то это как бы добрачный стандарт!
 
27 апреля

Виленская икона Божией Матери
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько пре­даний, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.

Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.

По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) онце города Вильны и именовалась Корсунской.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в мае
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
3 мая

Кипрская чудотворная икона Божией Матери
Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Богомладенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария.

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Затем для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы – церковь Панагии Ангелоктисты.

 
7 мая

Молченской иконы Божией Матери
Икона из Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии недалеко от города Путивля (ныне Сумская епархия). В эти места её принесли из разоренного татарами Киева монахи, покидавшие город. Когда монахи преставились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе, что вблизи Молченского болота.

Вскоре о подвижниках забыли, а места эти заросли лесом. 18 сентября 1405 года бортник, отыскивающий в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели Молченскую икону Богородицы, источающую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от застарелых болезней.
Эта икона отличается необыкновенно величественной живописью. Богоматерь изображена в короне; на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек. Празднование в честь этой иконы совершается в день перенесения ее из Путивля в Софрониеву пустынь.

 
17 мая

Старорусской иконы Божией Матери
Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

 
в пятницу светлой седмицы
Явление иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник"
В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.
Несмотря на известную дату явления Богоматери Льву Маркеллу, празднование обновления Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминание великих чудес, произошедших в храме, совершается не 4 апреля, а в пятницу Светлой седмицы, в этот же день совершается и празднование одноимённой иконе.
 
18 мая

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Икона БогоМатери НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША явилась миру как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная страсть винопития. Явление образа произошло в 1878 году. Одержимый недугом пьянства крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат пропивал всё. От непомерного пьянства у него даже отнялись ноги, но пить он не переставал.

И вот однажды ему во сне явился светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет исцелён от пагубного недуга.

Придя в монастырь страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым.

 
 
 
Праздники иконы Божией Матери в июне
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
3 июня


 

  Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление"
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».

В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу.
По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы.

Владимирская икона Божией Матери
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.
Празднование в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

 
11 июня

Чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных"
Своё название икона Споручница грешных получила по содержанию одного из свитков, расположенных в четырёх углах иконы: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Споручница – означает Поручительница перед Иисусом Христом за согрешающих людей, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница.

В 1844 году в монастырь, где находилась икона Споручница грешных (Николо-Одринский монастырь близ города Карачева Орловской губернии) пришла купеческая жена Почепина с двухлетним сыном, который страдал от жестоких припадков, и попросила отслужить молебен пред иконою «Споручница грешных». Молебен отслужили, и больной ребёнок выздоровел. Вскоре от иконы последовали и другие чудесные знамения. С тех пор образ Божией Матери в Николо-Одринском монастыре стал считаться чудотворным. Особенно прославилась икона исцелениями во время эпидемии холеры в 1847/48 годах.

 
24 июня
  Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая")
Икона Божией Матери "Достойно есть" находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.
В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь "Честнейшую Херувим...", оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала поют "Достойно есть..." Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим.
 
 
Праздники иконы Божией Матери в июле
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
1 июля

Боголюбской иконы Божией Матери.
В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

 
1 июля

Иконы Божией Матери "Боголюбская" (Московская)
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 1 июля (18 июня ст. стиль) перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.

Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.

 
1 июля

Пюхтицкой иконы Божией Матери "У источника"
На иконе Пюхтицкая изображено явление Божией Матери пастухам-эстонцам в XVI веке на прибалтийской горе Пюхтица, что означает «Святое место». На месте необычного явления под деревом пастухи обнаружили икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ». Пастухи-эстонцы были лютеранами и потому передали икону Богоматери православным, которые в это время проходили мимо их села. На месте явления иконы Божьей Матери православные построили часовню, затем на месте часовни была воздвигнута церковь, а затем устроен Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Сама же гора Пюхтица стала называться Богородицкой.

6 марта 2006 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднование в честь Пюхтицкой иконы Пресвятой Богородицы «У источника» внесено в месяцеслов.

 
6 июля
Владимирской иконы Божией Матери
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
Празднование в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.
 
9 июля

Тихвинской иконы Божией Матери
Считается, что Тихвинская икона Богоматери была создана святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руке, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

 
21 июля

Казанской иконы Божией Матери
Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

 
22 июля

Колочская чудотворная икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия I Димитриевича в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии. Обрел святой образ крестьянин этого селения по имени Лука и перенес его в свой дом. Один из его домочадцев страдал расслаблением тела. Больной с верою приложился к иконе челом и получил совершенное исцеление.

Об этом стало известно в окрестностях, и многие страждущие начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь. Впоследствии Лука перенес образ в Можайск, а оттуда в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством народа. При несении образа по Москве многие больные исцелялись от недугов. Затем икону возвратили в Можайск.

 
день сошествия Святого Духа на апостолов

Кипрская чудотворная икона Божией Матери
Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV века, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему.

На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев!

 
23 июля

Коневской иконы Божией Матери
Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова.

Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в августе
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
5 августа

Почаевской иконы Божией Матери
История этой чудотворной иконы Богоматери неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь.

После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов.

 
10 августа
Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской, так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери.
 
В Неделю Всех святых (первое воскресенье после Троицы)

Иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец"
Образ, называемый «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», очень схож с «СЕМИСТРЕЛЬНОЙ» иконой Божией Матери. Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на этом образе по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой. В современной иконографии эти иконы, несмотря на различия, часто называют одинаково – «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»).

Существует отличный образ под названием «Умягчение злых сердец» без пронзающих стрел, схожий с одним из вариантов ЧЕНСТОХОВСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы.

Довольно редко, но встречается вид иконы «Умягчение злых сердец», на которой изображён один меч, как у ВАСИЛЬКОВСКОЙ иконы Божией Матери.

 
26 августа

Иконы Божией Матери "Семистрельная"
Икона отображает евангельское повествование о том, как Дева Мария с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Христа на 40-й день после Его рождения. Присутствующий в храме святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Святого увидел в Богомладенце ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя.

Предвидя скорбь, которую придётся перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Евангелие от Луки, гл. 2, стихи 34-35). Символически скорбь Богородицы изображена на иконе семью пронзающими Её сердце стрелами или мечами. Число семь в данном случае означает полноту скорбей, которую Божия Матерь перенесла в земной жизни.

 
28 августа

Чтимые иконы Успения Божией Матери
Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос действительно чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

 
29 августа
Феодоровская икона Божьей Матери
По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в сентябре
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
8 сентября
Владимирская икона Божией Матери
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
Празднование в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
 
17 сентября

Иконы Божей Матери "Неопалимая Купина"
Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии.

 
21 сентября

Почаевской иконы Божией Матери
История этой чудотворной иконы Богоматери неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления застарелых болезней, прозрение слепых, укрепление параличных опровергали эти обманные слухи.

Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в октябре
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
1 октября

Иконы Божей Матери "Целительница"
Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме.

Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери.
Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»

И вот однажды Викентий тяжело заболел: у него почернел язык, и страшные боли доводили его до беспамятства. Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.
Почувствовав себя совершенно здоровым, Викентий поднялся с постели и пошёл в церковь. Встав на клиросе, он начал петь со всеми, чем привёл окружающих в великое изумление. Это чудо и послужило поводом для написания иконы Богородицы «Целительница», которая вскоре стала неизменным украшением больничных храмов и часовен.

 
1 октября

Молченской иконы Божией Матери
Икона из Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии недалеко от города Путивля (ныне Сумская епархия). В эти места её принесли из разоренного татарами Киева монахи, покидавшие город. Когда монахи преставились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе, что вблизи Молченского болота.

Вскоре о подвижниках забыли, а места эти заросли лесом. 18 сентября 1405 года бортник, отыскивающий в лесу улья диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели Молченскую икону Богородицы, источающую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от застарелых болезней.
Эта икона отличается необыкновенно величественной живописью. Богоматерь изображена в короне; на правой руке Ее Богомладенец, а в левой лествица. Перед Ней изображен молящийся человек. Празднование в честь этой иконы совершается два раза в год: 18 сентября (ст.ст)— в день ее явления и 24 апреля(ст.ст.) — в день перенесения ее из Путивля в Софрониеву пустынь.

 
1 октября
Старорусской иконы Божией Матери
Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей.
По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства. Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября(ст.).
 
14 октября

 

Иконы Божией Матери "Покров Пресвятой Богородицы "
Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми - точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собой одухотворенный покров Богоматери, освященный много-численными изнутри горящими глазами, которые светятся, словно огненные точки. К Ней же симметрично устремлено со всех концов движение человеческих очей. Эта одухотворенная радуга вокруг Царицы Небесной, объединенная исходящим от Нее светом, воссоединяет мироздание в единой песне любви, красоты и добра.
Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

 
14 октября
 

Псково-Покровская икона Божией Матери
Самая же известная из икон этого имени есть икона Псково-Покровская, празднование которой совершается 14 октября. Поводом к празднованию этой иконе Богоматери послужила осада Пскова в 1581 году. 26 августа этого года город обступили полчища польского короля Стефана Батория. Псковский владыка незадолго до этого отправил посольство в Печерский монастырь к игумену этой обители Тихону, прося последнего прийти в Псков с чудотворными иконами Богоматери Успения и «Умиления». Святитель, видя смятение псковичей, возложил все упование на заступление Небесной Владычицы, и его благочестивые чаяния оправдались.

Наступило 27 августа. Оставалось несколько дней до решительного приступа Батория к Пскову. В это время в сенях своей кельи сидел один благочестивый старец Дорофей, занимавшийся кузнечным ремеслом. Невеселые думы обступили убеленного сединами старца. Горько сетовал он о несчастьях родного города. Но вот перед скорбящим Дорофеем предстало дивное видение. В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Печерской же обители близ Пскова Корнилием. Удивленный Дорофей увидел затем, как Небесная Владычица, миновав городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь.

 
20 октября
Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление"
По преданию, Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана в 1521 году неким иеромонахом Арсением (Хитрошем) с иконы Божией Матери «Владимирская».

В Псково-Печерский монастырь икона была принесена в 1529-1570 годах, купцами Василием и Феодором, во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). С тех пор не один раз являла икона свою милость и чудодейственную помощь православному русскому народу. Чудотворная Псково-Печерская Владимирская икона Пресвятой Богородицы и поныне находится в Свято-Успенском Печерском монастыре (г. Печоры Псковской области). По молитвам перед этой иконой не раз получали исцеление слепцы.
Празднество 7 октября (20 октября по новому стилю) установлено в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году.

 
22 октября

Корсунской иконы Божией Матери
Считается одной из икон Божьей Матери, написанных святым евангелистом Лукой. Существуют два различных предания о появлении Корсунской иконы Пресвятой Богородицы на Руси. По одному – икону привёз в Киев из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Другое предание гласит, что в Россию она была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросинею, которая получила её в подарок от греческого императора.

Образ Корсунской иконы Божией Матери схож с КАСПЕРОВСКОЙ иконой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы. Возможно, Касперовская икона Пресвятой Богородицы – это поздний список с Корсунской. Существуют множество списков Корсунской иконы в зеркальном изображении.

 
25 октября

Иконы Божей Матери "Иерусалимская"
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, одна из 70-ти икон Божией Матери, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуне (нынешний Херсон).

Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону БогоМатери новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона Божией Матери была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне.

 
26 октября
Иверская икона Божией Матери
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Несколько лет спустя сын этой благочестивой женщины стал монахом на Святой Горе Афон и поселился рядом с местом, где впоследствии была основана Иверская обитель. Именно благодаря этому событию (несомненно, случившемуся по Промыслу Божиему) стала известна начальная история Иверской иконы, связанная с ее пребыванием в Никее.

 
 
 
Праздники иконы Божией Матери в ноябре
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
4 ноября

Казанской иконы Божией Матери
Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.

 
6 ноября

Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший ее пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать совершение молебна с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения водосвятного молебна перед иконой получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Ее чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.
 
15 ноября
Иконы Божией Матери Одигитрия (Шуйской)
Извод иконы Божией Матери «Одигитрия» Шуйская был написан благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 – 1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе. Празднование иконы Богоматери Шуйская овершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
 
20 ноября

Иконы Божией Матери "Взыграние Младенцам" Угрешская
На протяжении многих лет была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). Во время похода святого великого князя Дмитрия Донского на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы в ветвях деревьев неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.

Еще иконы Богоматери с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

 
22 ноября

Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница"
Древняя чудотворная икона СКОРОПОСЛУШНИЦА находется в афонском монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной стены, перед одним из входов в монастырскую трапезную. Мимо иконы часто по служебной надобности ходил монах по имени Нил, несущий послушание в трапезной. Проходя вечером, он обычно нёс зажжённую лучину с извивающимися клубами дыма. И вот однажды, проходя мимо иконы, Нил услышал голос, исходящий от неё, призывающий его впредь не ходить здесь с лучиной и не коптить образ. Инок, решив, что это шутка кого-нибудь из братии, скоро забыл об этом случае и продолжал ходить перед иконой с зажжённой лучиной. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы СКОРОПОСЛУШНИЦА, от неё вновь раздался голос, осуждающий его, и Нил тут же потерял зрение.

Раскаявшийся инок упал перед иконой Божьей Матери на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о происшедшем, они в страхе припали к чудотворной иконе, затеплили перед ней неугасимую лампаду и каждый вечер возжигали перед иконой фимиам. Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от неё, пока не получит исцеление. И его усердная молитва скоро была услышана.

 
 
Праздники иконы Божией Матери в декабре
дата
история праздника икон - описание - чудодейственная сила
смотри
10 декабря
Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" Новгородская
Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.
 
22 декабря

Иконы Божьей Матери "Нечаянная Радость"
Названа так в память об исцелении одного грешника. Некий беззаконник проводил жизнь в грехах, однако имел обыкновение преклоняться перед образом Божией Матери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Как-то, собравшись идти на греховное дело, он, даже не задумываясь о кощунственном своем деянии, снова обратился к Богородице с молитвой. Неожиданно страх и трепет объял его: Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь.

Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» – «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына. Вы называете Меня милосердной, зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясённый до глубины души, с сокрушенным сердцем раскаявшийся грешник молил Бога о прощении его грехов и просил Божию Матерь умолить Сына Своего, чтобы Он простил его. С тех пор бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью. Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость».

 
Даты пасхального воскресенья 2017, 2018 - 2021
ЦЕРКОВЬ
2016
2017
2018
2019
2020
2021
православная
1 мая
16 апреля
8 апреля
28 апреля
19 апреля
2 мая
католическая
27 марта
1 апреля
21 апреля
12 апреля
4 апреля
Православные посты 2017-2018
Название постов
Начало поста
Конец поста
Рождественский (Филиппов) пост 2017
28 ноября 2017 Последний день перед Рождеством - 6 января 2018
Великий пост 2017
27 февраля  2017 Последний день перед Пасхой - 15 апреля 2017
Петров (Апостольский) пост - 2017
12 июня 2017 11 июля 2017
Успенский пост - 2017
14 августа 2017 27 августа 2017
Чудотворные иконы Божией Матери
 

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ЖИЗНЬ БОГОРОДИЦЫ

ГЛАВНОЕ МЕНЮ САЙТА

Copyright © 2012-2017
You-woman.com